+7 (8452) 27-43-37 ул. Чапаева, д. 47, ком. 209

Рекомендации по привыканию к слуховому аппарату

Осознание слабослышащим человеком того, что его проблема со слухом мешает не только ему, но и окружающим его людям, является основой качественного слухопротезирования.

Но можно сколь угодно долго рассуждать о своем плохом слухе, а слух от этого так и не изменится в лучшую сторону. Некоторые люди стесняются носить слуховой аппарат, хотя абсолютно спокойно относятся к ношению очков. Но было время, когда любой носящий очки страдал от обидного прозвища - «очкарик». Теперь все изменилось: люди, конечно, обращают внимание на оправу очков, красива она или нет, хорошо ли подобрана, но мало кто заостряет внимание на очках именно как на устройстве, помогающем лучше видеть. Так же и со слуховым аппаратом. Если он помогает человеку лучше слышать и общаться с другими людьми, то не вызывает у окружающих интереса, столь раздра¬жающего слабослышащего.

Человек, ощутивший проблемы со зрением, идет к окулисту, и в случае необходимости ему подбирают очки для компенсации утраченной возможности отчетливо видеть. Человек, ощутивший снижение слуха, обращается к отоларингологу или сурдологу, и в случае необходимости ему рекомендуют коррекцию слуха с помощью слухового аппарата для восстановления утраченной возможности отчетливо слышать речь собеседника или музыку на фоне мешающих шумов.

Слуховой аппарат представляет собой техническое устройство, предназначенное для компенсации утраченной слуховой функции. Подобные функции выполняют и протезы, например, зубные. Любые устройства, искусственным образом восполняющие утраченные функции организма, требуют привыкания. Процесс адаптации к слуховому аппарату индивидуален для каждого человека, и его длительность зависит от ряда факторов, влияющих на эффективность слухо-протезирования.

  • Знание современных возможностей слухопротезирования играет огромную роль при проведении коррекции слуха. Ведь именно незнание порождает мифы о снижении слуха слуховыми аппа¬ратами, или, наоборот, вызывает завышенные ожидания от слухо¬протезирования цифровыми аппа¬ратами, и как следствие — разочарование.
  • Желание слабослышащего человека пользоваться слуховым аппаратом. Если человек не сам проявляет желание пользоваться слуховым аппаратом, а делает это по при¬нуждению родственников,то, скорее всего, он никогда не сможет в полной мере воспользоваться всеми возможностями современного слухо¬протезирования.
  • Природа снижения слуха. Снижение слуха имеет различную природу, а нарушение передачи звуковой информации может наблюдаться на всем слуховом пути, начиная от звуковой волны в слуховом проходе, и до идентификации звуков в коре головного мозга. От локализации причины нарушения слуха зависит способность человека адаптиро¬ваться к слуховому аппарату. Чем ближе к центральным отделам слухового анализатора располага¬ется поражение, тем сложнее человеку пользоваться слуховым аппаратом.
  • Возраст и активность пациента. В большинстве случаев, чем моложе пациент и чем активнее его образ жизни, тем быстрее человек, начав пользоваться слуховым аппаратом, сможет адаптироваться к новому звучанию окружающего мира.
  • Период от начала снижения слуха до слухопротезирования. Чем большее время с момента первых признаков снижения слуха до слухопротези¬рования, тем большее количество слуховой информации вытесняется из мозга, и тем более длительным будет процесс привыкания к слуховому аппарату.

Приобретение слухового аппарата — это лишь первый шаг на пути к восстановлению функции слуха. Вам может потребоваться определенное время для привыкания к аппарату. Главное в этом периоде — Ваши реалистичные ожидания и желание успеха.

Адаптация происходит в несколько этапов (см.ниже), и постепенное их прохождение обеспечит уверенность, что возможности слухового аппарата в полной мере работают на Ваше слуховое восприятие. Предложенная схема может отличаться от других методик привыкания к слуховому аппарату, описанных разными авторами в многочисленных источниках.

Знакомство с новым миром звуков

Разговор с одним собеседником Участие в групповой беседе

Прослушивание теле- и радио- передач

Сложные акустические ситуации

Первая стадия привыкания: знакомство с новым миром звуков.

В результате первичной настройки слуховой аппарат настроен согласно аудиологической кривой (аудиограмме) и субъективным ощущениям пациента. В этом случае слуховой аппарат усиливает все тихие звуки, неслышимые ранее, а очень громкие делает комфортными, таким образом, чтобы пациенту были слышны все звуки, но при этом они не вызывали неприятных ощущений. Для начинающего пользователя слухового аппарата все звуки кажутся другими, и каждый из них требует особого внимания. На этом этапе в качестве помощи слуху необходимо воспользоваться зрением. Каждый звук имеет свой зрительный образ, и этот образ служит опорой слуховым ощущениям пациента. Начинающему носителю слухового аппарата каждый незнакомый, неслышимый ранее звук будет казаться шумом слухового аппарата.

Так, например, часто встречающаяся жалоба пациентов: «Все вокруг шумит!!!» - вызвана тем, что подошвы шуршат, часы тикают, вентиляторы гудят и т.д. Необходимо осознать источники звуков, как бы увидеть их, и привыкнуть к новому звучанию. Мир вокруг нас живет, он наполнен многообразием звуков, но нужно научиться распознавать лишь те из них, которые важны в данный момент, и заострять внимание только на них.

Вторая стадия привыкания: разговор с одним собеседником Голоса всех людей звучат по-разному (бас, баритон, сопрано, контральто, тенор, фальцет и т. д.), поэтому необходимо привыкнуть к звучанию каждого голоса. Наиболее успешно обучение восприятию речи происходит при совместном чтении газеты вслух. Пациент следит глазами за текстом, который читает собеседник. В данном случае информация, воспринимаемая на слух, находит зрительное подтверждение. Также хорошо помогают беседы один на один в тихой обстановке, при этом пациент должен следить за лицом и движением губ собеседника.

Третья стадия привыкания: участие в групповой беседе.

Даже похожие на первый взгляд голоса отличаются неуловимым для слуха, но характерным лишь для этого человека звучанием. Очень важно уметь выделить голос нужного собеседника из множества голосов окружающих людей. Для лучшего понимания его речи при общении среди нескольких человек, необходимо научиться отличать голос одного собеседника от другого. Для этого нужно сыграть в простую игру: пациент садится между двумя мужчинами с очень похожими голосами, и, не глядя на них, следит за беседой. Пациент должен понять не что говорят, а кто именно говорит. В результате пользователь слухового аппарата учится улавливать голос конкретного человека.

Четвертая стадия привыкания: прослушивание теле- и радио- передач Живой голос собеседника, сидящего напротив, понять намного проще, чем голос того же человека, воспроизведенный любой акустической системой. Почему? Давайте разберемся. Для того, чтобы услышать голос собеседника, звучащий, например, из телевизора, необходимо:

записать голос через микрофон (первое электроакустическое искажение звукового сигнала),
воспроизвести записанный (и искаженный) голос через динамик телевизора (второе электроакустическое искажение звукового сигнала), усилить полученный звук с помощью слухового аппарата, который искажает звуковой сигнал в соответствии с аудиологической кривой пациента (третье электроакустическое искажение).
Для нормально слышащего человека задача распознать трижды искаженный звуковой сигнал — не проблема, но у человека с нарушенным слухом это может вызывать затруднение. Поэтому необхо¬димо сначала привыкнуть к звучанию слухового аппарата, а затем привыкать к звучанию телевизора, радиоприемника и других электроакустических устройств.

Пятая стадия привыкания: сложные акустические ситуации.

Что понимается под сложной акустической ситуацией? Сложной называется такая акустическая ситуация, в которой речь, подлежащая распознанию, замаскирована другими окружающими звуками. Такими звуками могут быть: шум уличного транспорта, множество голосов в кабинете, шум цехового оборудования, и т.д. Также сложной называется та ситуация, в которой пользователь слухового аппарата обязан понять каждое слово, так как от этого может зависеть качественное выполнение им профессиональных обязанностей или карьера.

Переходить к использованию слуховых аппаратов в сложных ситуациях можно только после того, как были успешно пройдены все предыдущие этапы привыкания. Последовательные действия по освоению устройства позволяют реально оценить возможности слухового аппарата и понять, насколько полно можно его использовать.

На протяжении периода адаптации необходимо отмечать все сложности восприятия тех или иных звуков для дальнейшего обсуждения их со специалистом по слухопротезированию. Любая проблема с восприятием звуков при помощи слухового аппарата, которую Вы опишете своему слухопротезисту является не набором слов и ощущений, а основой для определения параметров амплитудно-частотной характеристики слухового аппарата, подлежащих корректировке.

Для качественной коррекции слуха при помощи слухового аппарата требуется нескольких сессий настройки у слухопротезиста.

  • Настройка «по ушам». Это первичная настройка по аудиограмме пациента и его первым субъективным ощу¬щениям.
  • Настройка «по душам». Более тонкая настройка слухового аппарата по истечении 30-60 дней ношения, эта настройка основана на ощущениях пациента, записанных им в течение прошедшего срока.
  • Последующие настройки осущест¬вляются по мере необходимости.
  • На что следует обратить внимание пользователю слухового аппарата в процессе адаптации:
  • разборчивость речи в различных акустических ситуациях (в тишине, в шумной обстановке, при групповой беседе и т.д.);
  • восприятие звуков (речи, собственного голоса, музыки, звуков окружающей среды);
  • надежное воспроизведение сигналов опасности;
  • отсутствие обратной акустической связи (свиста) в слуховом аппарате;
  • комфортность прилегания и использования индивидуального ушного вкладыша;
  • особое внимание следует уделить тем словам, восприятие которых затруднено в любых ситуациях; такие слова необходимо выделить особо и рассказать о них слухопротезисту.

Вы пользуетесь слуховым аппаратом? Тогда Вам будет интересно знать что...

Ношение слухового аппарата может спровоцировать усиленное выделение ушной серы внутри слухового прохода, поэтому гигиена слухового прохода становится важной и неотъемлемой частью процесса использования слухового аппарата.

Слуховой аппарат — это миниатюрное устройство, поэтому важно приучить себя оставлять аппарат в одном месте (удобнее всего около кровати), а в случае, если дома есть домашние животные или дети, то аппарат лучше хранить в недоступном для них месте.

Слуховой аппарат в процессе ношения соприкасается с кожей и волосяным покровом заушной области головы, в результате чего происходит загрязнение корпуса и внутриушной части слухового аппарата, что негативно влияет на работоспособность слухового аппарата. Эти загрязнения имеют весьма агрессивный кислотно-щелочной состав. Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя слухового аппарата, необходимо удалять излишнюю влагу путем использования специальных высуши-вающих таблеток и содержать заушную область головы в чистоте.

Слухопротезирование любым слуховым аппаратом невозможно без качественно изготовленного индивиду¬ального ушного вкладыша (ИУВ).

Использование ИУВ дает следующие преимущества:

  • благодаря использованию ИУВ слуховой аппарат надежно зафиксирован, и при ношении не будет возникать дискомфорта из-за боязни потерять слуховой аппарат;
  • использование современных материалов для изготовления ИУВ в сочетании со средствами гигиенического ухода за ИУВ исключает возможность возникновения аллергических реакций и воспалительных процессов в наружном слуховом проходе;
  • при использовании ИУВ слуховой аппарат каждый день будет звучать одинаково, что позволит не только быстрее привыкнуть к нему, но и более полно использовать его возможности;
  • поверхность ИУВ плотно прилегает к стенкам слухового прохода, что практически исключает возникновение обратной акустической связи (свиста);
  • при небольшой степени снижения слуха в ИУВ высверливается специальные калиброванные отверстия – ВЕНТЫ, обеспечивающие вентиляцию слухового прохода и более мягкое звучание собственного голоса.